Сергей Соседов о концерте певца Сергея Трофимова
голосование
Лучший клип Chevelle?
Первый
Второй
Третий
рассылка
ваш e-mail
друзья


2011-12-24 - Сергей Соседов о концерте певца Сергея Трофимова

Пристальное внимание известного критика привлекло на сей раз творчество талантливого композитора, поэта и барда-шансонье Сергея Трофимова, который недавно сделал заказ на кухню в Москве (выступавшего в прошлом под псевдонимом Трофим).



Недавно в Москве прошли очередные «сольники» популярного артиста, вызвавшие небывалый интерес зрителей и прессы. Билеты на все шесть концертов были распроданы еще за две недели до их начала. Сергей Соседов, отталкиваясь от конкретного повода, дает, как всегда, обобщенную художественную оценку творческому феномену любимого слушателями музыканта. А чем именно вас пленяют личность и песни С. Трофимова? А может, вы к ним равнодушны? Просим вас, дорогие читатели, высказывать свои мнения относительно как предмета разговора, так и оценки, данной уважаемым критиком. Хотим, чтобы впредь вы были более активными и чаще оставляли свои комментарии после каждой его статьи.




ЛЕТОПИСЕЦ РУССКОЙ ЖИЗНИ

Стало уже доброй традицией, что несколько последних лет аккурат в конце февраля Сергей ТРОФИМОВ дает серию сольных концертов во МХАТе у Дорониной, на которые просто так не прорваться: дикие аншлаги, колоссальный успех. В прошлом году мне это, как я ни старался, не удалось. Зато в этом, благодаря хорошему другу, работающему ныне в коллективе у артиста, моя мечта сбылась.

Признаюсь, после прошлогоднего юбилейного шоу «Машины времени» я не припомню массовых мероприятий, когда артист и публика так запросто сливались бы в экстазе, пардон – в полном единении мыслей и чувств.

Прекрасный мелодист, тончайший поэт и стилизатор, наблюдательный бытописец и породистый добряк с таким узнаваемо «родным» голосом, Сережа – один из немногих подлинно народных и по-настоящему любимых артистов на российской сцене. Его лирика – точное в деталях отражение нашей грешной (и счастливой!) жизни, наших печалей, надежд и чаяний. Они, эти песни, часто просты, но не безыскусны, понятны, но не примитивны, и – всегда даруют ощущение сопричастности окружающему миру, людям, самым обыденным вещам и событиям. И в этом их колоссальная сила и невероятный, сродни гениальности, талант автора. В них дышат классика и современность, сиюминутность и вечность. Есть в них что-то от Есенина, Вертинского и Высоцкого. Они глубоко народны, «от корней», и патриотичны по самой своей сути.

ДАЖЕ ТЮТЧЕВ БЫ ВОСХИТИЛСЯ…

О чем бы ни пел Трофимов – о неразрешимых парадоксах любимой страны, острове «Счастье», глупенькой Зизи, пикнике в Сочи (который почему-то до боли напоминает старый бардовский «Фиолетовый пломбир»), о дембельской доле, о матери, ожидающей сына, выдуманных иронических сюжетах, странных любовных треугольниках, детских и юношеских грезах, даже финансовом кризисе – все эти истории так или иначе о нас, про нас и оттого так греют душу и выжимают слезу. Помогают остановиться, успокоиться, вернуть голову на место и вновь обрести себя среди будничной маеты, серой деловитости и алчной круговерти.

Их хочется слушать так же, как в XIX веке гости чеховского Ионыча после туповатых «небывальщицких» романов хозяйки дома и сумасшедшей игры «на фортепианах» Котик с упоением внимали звукам хора, доносившим издалека в открытое окно припев «Дубинушки», вовремя возвращавший присутствующих «с небес на землю». А так ведь и до психушки недалеко. Господи, а сколько сегодня вокруг неизбывно глупых песенок ни о чем, ни о ком и ни для кого, на фоне которых даже «адские» романы Ионычева семейства покажутся верхом литературного изящества!

Естественно, в концертном исполнении (стоит ли говорить, что вся программа шла исключительно в живом звуке?) песни Сергея Трофимова не только не теряют своей мелодической прелести, поэтической свежести, но и многократно усилены его человеческой (именно человеческой, а не артистической!) харизмой. Меня не покидало ощущение, что на сцене работает не артист, а до боли знакомый и близкий человек. Судя по живым и светлым лицам в зале, этим чувством были снедаемы, кажется, все. Не знаю, чем достигается такой эффект, но знаю, что производить его дано лишь избранным.

Отдельно хочется сказать о трех песнях, трех шедеврах, которые я мог бы слушать снова и снова, на каждом концерте артиста. Это «Голуби», гениально и почти реально возвращающие нас в детство, едва ли не с ощущением запаха времени (что кажется совсем уж невероятным); «Боже, какой пустяк», что в устах Сергея звучит значительно мягче и «роднее», чем у Саши Иванова; и, конечно, «Московская», где одна лишь строфа стоит иной многостраничной баллады: «Я знаю точно: растает лед, в тиши полночной иволга запоет, / И рыжею девчонкой, теплою ото сна, в озябший мир придет весна». Наверное, сам Тютчев не написал бы лучше.

…А ЭСТЕТЫ ПРОТИВ?

Открытием для меня стал и ненавязчивый, свойский, часто остроумно-ироничный конферанс мастера. Он легко входил в контакт с аудиторией, предваряя ремарками песни и с удовольствием цитируя приколы на грани фола, вроде: «Сегодня, друзья, неполиткорректно говорить «черная дыра», а надо: «Афроотверстие!» Или: «Вы знаете, кто такой выхухоль? Это хахаль, посланный на…» Чистоплюи, вероятно, покривятся. Но чистоплюям, простите, и не надо ходить на Трофимова. Он работает не для эстетов, а для нормальных людей «с улицы». Кстати, среди слушателей были и добропорядочные супруги «со стажем», и богатые дяди с эффектными кокотками, и отчаянные «братки», и благообразные старушки с внуками, и студенческая молодежь. Приятно, когда артист любит свою публику и не боится говорить со сцены вещи, который не всякий «правдоруб» решится высказать даже на кухне.

Правда, та же открытость казалась местами чрезмерной, поскольку оттеняла песенное искусство политикой и «социалкой». Право же, не стоило лишний раз мусолить тему кризиса, какие-то житейские проблемы, мелочи (в том числе забытый вкус старого советского портвейна-морилки «Агдам»), тем более когда в песнях и частушках певца эта тематика прочитывается вполне прозрачно. Кстати, забубенные частушки лучше исполнять не в самом начале концерта, а где-нибудь ближе к финалу. Начинать же (как, впрочем, и заканчивать) программу режиссерски точнее со стопроцентных хитов. Но это, пожалуй, единственные (и к тому же незначительные) минусы концерта. Все остальное – полнейший восторг. Браво, артист!

Назад

Chevelle - фан-сайт группы

История группы, песни в формате mp3, фотографии, форум.